суббота, 5 июня 2010 г.
Птицы The Birds Альфред Хичкок 1963
В главных ролях:
Типпи Хедрен (Tippi Hedren) - Мелани Дэниелс (Melanie Daniels)
Род Тейлор (Rod Taylor) - Митч Бреннер (Mitch Brenner)
Джессика Тэнди (Jessica Tandy) - Лидия Бреннер (Lydia Brenner)
Сюзанна Плешетт (Suzanne Pleshette) - Энни Хэйуорт (Annie Hayworth)
Вероника Картрайт (Veronica Cartwright) - Кэти Бреннер (Cathy Brenner)
Сценарий - Эван Хантер (Evan Hunter) по мотивам одноименной повести Дафны Дю Морье (Daphne Du Maurier)
Консультант по звуку - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)
Камео Хичкока - в начале фильма мы видим его выходящим из зоомагазина с двумя терьерами на поводке.
Синопсис
История начинающегося романа молодой богатой девушки и холостяка-юриста, разворачивающаяся на фоне беспричинного и страшного нападения полчищ самых безобидных птиц на маленький городок.
История создания фильма
На мысль снять этот фильм Хичкока натолкнули появившиеся как-то в газетах заметки о необъяснимом нападении обычных птиц на людей. Так в апреле 1960 года Хич прочитал статью о том, что одним теплым весенним вечером в одном из калифорнийских городков свыше тысячи птиц залетели в дом через каминную трубу. Они разрушили все внутри и покалечили хозяйку, когда запутались в ее волосах. Хичкок сразу вспомнил о короткой повести Дафны дю Морье "Птицы", которая была опубликована еще в 1952 году и права на экранизацию которой он давно (так сказать на всякий случай) приобрел, но до сих пор не воспользовался ими (в повести рассказывается о нападении хищных птиц на дом фермера, причем в ней нет ни одной строчки диалога), также повесть вошла в одну из книг серии Альфред Хичкок представляет. Хичкок перечитал повесть, ему понравилась в целом ее атмосфера, но показались слабыми сюжетная линия и персонажи, поэтому он сделал вывод, что из этой повести фильм не получится. В конце лета 1961 года в газете снова появилась заметка о нападении птиц на людей, на этот раз еще более разрушительном и масштабном, чем прошлогоднее. Хич на этот раз загорелся сделать фильм по книге дю Морье.
Нужен был сценарист. Хич мигом по телефону связался с Джозефом Стефано (он писал сценарий к предыдущему фильму Хича "Психо" и был связан с ним контрактом еще на 3 сценария). Когда же они встретились, Стефано сказал откровенно, что не в восторге ни от этих нападений птиц, ни от самой повести. Хич с женой Альмой и личным ассистентом Пегги Робертсон обсудили других сценаристов и в конце концов пришли к выводу, что раз рассказ дю Морье слабоват по части сюжетной линии и характеров, то Хичкок наймет какого-нибудь писателя-романиста, который исправит этот недостаток. Самюэль Тейлор (сценарист "Головокружения"), Эрнест Леман (сценарист "На север через северо-запад") в то время были связаны контрактами, от контракта с Джоном Майклом Хейсом (автор сценария фильмов "Неприятности с Гарри", "Поймать вора", "Окно во двор") Хич уклонился сам. И он обратился к писателю Эвану Хантеру, с которым как-то встретился на съемках одной из серий сериала Альфред Хичкок представляет "Хрустальный окоп". Эван Хантер (публиковал свои произведений под псевдонимом Эд Макбейн) писал детективы, также писал истории для хичкоковского журнала, а одна из его коротких историй была адаптирована для сценария одной из серий хичкоковского сериала. Сам же он тоже адаптировал один рассказ другого писателя для этого сериала. Два его романа были экранизированы. В сентябре 1961 года Хантер прибыл в офис Хичкока в Парамаунт, чтобы начать долгую работу над Птицами. Из рассказа дю Морье Хичкок решил взять только название и идею того, что птицы вдруг стали нападать на людей. Хич сраз объявил Хантеру, чтобы тот не беспокоился о технической стороне дела - о том, как будут перенесены на экран придуманные им сцены нападания птиц и т.п. Для этого в команде режиссера были художники и постановщики спецэффектов.
Хичкок, как это часто у него случалось, окружил Хантера чрезмерным вниманием - приглашал к себе на обеды, на совместные прогулки, дарил его детям подарки на праздники и т.п. Проявлял, можно сказать, навязчивую любезность.
С актрисой, исполнившей главную роль в "Птицах" и следующем фильме Хича, режиссер познакомился следующим образом. Однажды он с женой смотрел утреннее шоу по телевизору и в рекламном ролике диетического напитка Sego увидал стройную молодую блондинку. Он дал задание своим агентам найти ее и пригласить на собеседование. Приглашение на него Типпи Хедрен, как звали эт блондинку, получила в этот же день вечером, а на следующее утро пришла на собеседование. Она была моделью, приехавшей в Калифорнию из Нью-Йорка с целью найти себе более легкую работу, и думала, что ей хотят сделать предложение сняться в каком-нибудь очередном рекламном ролике. На первых порах сам Хичкок с ней не беседовал, а ей не говорили, кто хочет подписать с ней контракт. Молодой модели предложили оставить папку со своими фотографиями и, когда Хич просмотрел их, его решение оказалось молниеносным и бесповоротным. Вскоре ей сказали, что Альфред Хичкок желает подписать с ней семилетний контракт. Предложенная сумма была не очень большой (начиная с 500 долларов в неделю в течение первого года), но стабильной (в отличие от дохода в модельном и рекламном бизнесе), а именно это тогда и было необходимо молодой матери (у Типпи уже была 4хлетняя дочка Мелани - будущая актриса Мелани Гриффит). На первой встрече Хич говорил с Хедрен обо всем на свете, кроме кино, телевидения, рекламы - у нее даже не сложилось впечатление, что ее тестируют. В ноябре 1961 года Хедрен в доме Хичкоков на Беллагио Роад проходила киинопробы. Ее экранным партнером был Мартин Бальсам (тот, что сыграл в предыдущем фильме Хича "Психо" роль детектива). Хедрен предложили сыграть наиболее важные и сложные отрывки из таких фильмов, как "Унесенные ветром", "Ребекка", "Дурная слава" - были подготовлены соответствующие костюмы и декорации. А для цветных тестов ей предложили сыграть в сцене пикника из фильма "Поймать вора". По отзывам Бальсама она была просто великолепна. Она нервничала, была не очень уверена в себе, но старательно выполняла все, что требовал от нее Хич. Тесты в итоге Хедрен успешно прошла, думая, что ее тестируют для съемок в каком-нибудь ТВ шоу. В рождественскую ночь она получила от Хича подарок - к дверям ее дома привезли два мешка картошки (Хичкок сказал как-то, что ей надо немного набрать вес), а на следующее утро от Хича и Альмы пришла поздравительная телеграмма (сами они на рождество, как обычно, уехали в Сен-Мориц).
Вернувшись из Сен-Морица, Хич просмотрел первый вариант сценария, подготовленный Хантером. Он сделал к сценарию свои письменные комментарии - очень подробные, сцена за сценой. В конце января они очень усердно трудилсь с Хантером над тонкостями сценария. А в феврале Хич перебрался в свои новый, очень обширный, офис в Юниверсал.
Съемки начались в марте в северной Калифорнии.
Натурные съемки фильма большей частью проходили в Бодега-Бей, расположенном в 60 милях к северу от Сан-Франциско (как это и упоминается в фильме). Хичкок познакомился с этим уголком Северной Калифорнии еще во время съемок "Тени сомнения", которые проходили неподалеку - в Санта-Розе. Теперь когда Хичкок каждый день утром ехал на съемки "Птиц", вдоль дороги стояли толпы детей с плакатами "Мистер Хичкок, пожалуйста, остановитесь!". Хичкок каждый раз останавливался и по полчаса раздавал автографы.
Дом Бреннера и другие постройки, сооруженные для съемок, в точности воспроиводили дома местных фермеров. Ресторан Тайдз (Tides) в действительности существовал в Бодега-Бей. Здание школы в Бодега-Бей, из которой дети, спасаясь от птиц, бегут вниз по дороге в город, на самом деле находится в 5 милях к юго-западу от Бодега-Бей.
В итоге фильм оказался состоящим из 1360 планов, причем примерно треть из них были сложными - создавались с помощью трюковых или комбинированных съемок.
Съемки нападения птиц проходили с использованием специальных технических уловок. Например, на общих планах нападение птиц - это всего лишь покадрово наложенная на пленку мультипликация. Для съемок эпизода на бензоколонке, когда чайка пикирует на заправщика, привлекли актера - специалиста по сценическому движению и дрессированную чайку, которую научили летать с места на место над головой человека. В нужный момент актер лишь изображал, что получил удар клювом по голове и падал. Для съемок сцены на чердаке, когда птицы нападают на Типпи Хедрен, к птичьим лапкам были привязаны тонкие нейлоновые нити, крепившиеся другим концом к платью актриссы. Во время съемок этой сцены одна птица действительно клюнула Типпи Хедрен.
Тем временем Хичкок окружил Хедрен таким вниманием, которое в дальнейшем стало причиной серьезного конфликта между ними. Он нанял двух человек, чтобы те наблюдали (и потом докладывали ему) за тем, чем она занимается в свое свободное время - куда ходит и с кем встречается. Когда она были рядом, то по свидетельствам очевидцев, Хич буквально не сводил с нее глаз. Затем он стал давать молодой актрисе советы, что одевать вне съемочной площадки, что есть, с кем встречаться, а с кем нет, и очень сердился, если она что-то делала по-своему. Он очень дотошно и скурпулезно посвящал ее во все тонкости кинопроизводства - он хотел сделать из нее звезду Голливуда, совершенно не считаясь с тем, что она не очень этого хотела.
Хедрен все это терпела. Первый срыв у нее произошел при съемке одной из последних и в то же время важных и технически сложных сцен, когда на нее нападают птицы на чердаке в доме Бреннеров. Съемочная площадка была превращена в клетку, внутри которой находилась камеры, Хедрен и птицы, которых дубль за дублем, на протяжении нескольких дней буквально кидали на нее. Затем при просмотре отснятого материала оказалось, что атаковавшие актрису птицы слишком быстро улетали от нее. Тогда пришлось все переснимать и идти на маленькую хитрость - на актрису надели специальные чулки, к которым тонкими нитями привязали птиц за лапки. Теперь они все время кружились возле нее. А одна из птиц клюнула ее в левый глаз. Глаз не пострадал, лишь на нижнем веке образовалась ранка, но у актрисы случилась истерика, ее увезли домой и еще целую неделю она не могла работать, из-за чего съемочный процесс остановился.
В фильме нет музыки - только шумовые эффекты: крики птиц, шум крыльев и т.д. При их записи использовались как звуки из фонотеки, так и полученные с помощью электронных синтезаторов. Композитор Бернард Херрманн, написавший музыку к нескольким предыдущим фильмам Хичкока, принимал участие в подборе шумового оформления и в титрах значится как консультант по звуку.
Фильм не заканчивается привычными финальными титрами "The End", так как Хичкок хотел оставить в душе зрителей ощущение неоконченного ужаса.
Перед выходом фильма на экраны была развернута шумная многомиллионная рекламная кампания. Хичкок лично придумал рекламный слоган - "Птицы" идет ("The Birds" is coming") - именно идет, а не идут. "Это было гениально, - сказал Эван Хантер, - в безграмотной фразе сочетались юмор и напряжение."
Хичкок и Хедрен ездили представлять Птицы на кинофестиваль в Каннах.
Ворона, которая сидит на плече у Хичкока на многих рекламных фотографиях, "не снималась" в фильме. После окончания съемок один из сотрудников студии купил ее за 10 дол. у мальчика, которого увидел на улице с ручной вороной, сидящей у него на плече.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий