суббота, 5 июня 2010 г.
Фильм ужасов "Ночь живых мертвецов " 1968
События фильма начинаются вечером 30-го апреля 1967-го года, а завершаются – на следующее утро. Эта немаловажная деталь, которая может ускользнуть при просмотре, является, хочется сказать, дополнительной характеристикой творческой методы авторов. А не проясняет лишь то обстоятельство, что дебютанты Джордж Э. Ромеро и Джон Э. Руссо были вынуждены считаться с финансовыми ограничениями, в итоге уложившись в мизерный ($112 тыс.) бюджет. Со временем тем более не возникает сомнений в том, что «Ночь живых мертвецов» – шедевр кинематографического минимализма. Произведение, практически идеально отвечающее требованиям теории классицизма о единстве места, времени и действия. С той лишь разницей, что на смену дню пришла ночь… Неужели не символично?!
По свидетельству очевидцев, этот чёрно-белый, почти камерный фильм производил шоковое впечатление и на тех зрителей, кто уже давно попривык к страшным и научно-фантастическим B-Movies, индустрия которых существовала словно независимо от Голливуда. Режиссёр даже говорил о значительном влиянии на замысел одного из подобных произведений – «Карнавала душ» /1962/ Херка Харви. А между тем ближайшим аналогом картины являются, на мой взгляд, «Птицы» /1962/. Причём история группы молодых американцев, вынужденных отбиваться от непрекращающихся атак полчищ – вместо пернатых – зомби, кажется отчасти полемичной по отношению к мрачному и загадочному хичкоковскому шедевру. В дополнение к возросшему натурализму версия Ромеро является более, так сказать, прозаичной и рационалистичной, намного лучше отвечая распространённым представлениям о том, каким может стать конец света. Именно конец света, то есть – царство наступившей тьмы, а значит, ночи. И всё-таки космическая угроза упоминается лишь мимоходом, и даже не очень ясно, что послужило причиной катаклизма: научно-исследовательская деятельность человека или просто природная катастрофа. Гораздо интереснее – аутентичная, зафиксированная чуть ли не с хроникальной точностью реакция рядовых заокеанских обывателей на ситуацию апокалиптического толка. Игра непрофессиональных исполнителей, изображающих тех, кому удалось укрыться в доме, отличается неожиданной психологической глубиной. А картина устранения последствий, когда вовсю красуется звериное мурло американского мещанина, вооружённого карабинами и револьверами, методично отстреливающего всех, от кого исходит риск, будет, право, пострашнее всей предшествующей ночки! Каково человеку, выжившему в сущем кошмаре, сумевшему уцелеть среди адовых созданий, но отправляемому на тот свет себе подобным?!
Все начинается с поездки Барбары и ее брата Джонни на кладбище, чтобы навестить могилу их отца. Джонни постоянно пугает Барбару ходячими мертвецами, а она реагирует соответственно – Барбара жутко боится всякой мистики, ужасов и зомби. Как напророчил – на кладбище к ним ковыляя направляется человек с перекошенным лицом и нападет на Барбару. Джонни вступается за сестру и отрывает чудовище от нее, но в процессе схватки получает серьезную травму черепа – случайно ударяется об угол могилы. А зомби тем временем начинает гнаться за Барбарой. Она прыгает в машину, но понимает, что ключи в кармане куртки Джонни. Пускает машину на нейтральной скорости, заводит двигатель, но врезается в дерево. Понимая, что ничего хорошего в машине ей не светит, она бросает ее и бежит в сторону деревеньки, находящейся недалеко от кладбища, все еще преследуемая мертвецом. Барбара забегает в первый же дом, проверяет телефон – он выключен, но выходить из дома ей страшно – зомби, напавший на нее все еще бродит вокруг и точно ищет ее. Выглянув в окно, она видит, что мертвецов уже несколько…. В доме на лестнице она видит частично обглоданный труп…. Барбару охватывает паника. В это время к дому подъезжает Бен, выходит из машины и монтировкой отбивается от загадочных мертвецов, проламывая им головы. Объединив усилия, Бен и Барбара начинают укреплять окна и двери дома, рассказывая при этом каждый свою историю. У девушки начинается истерика, из который, впрочем, она так и не выйдет до конца фильма. При этом ее эмоции и поведение достойны Оскара – это что-то с чем-то. Бен начинает исследовать дом в поисках оружия и ключей от бензонасоса, в какой-то момент он слышит крики своей компаньонши, примчавшись он обнаруживает, что из подвала вышли выжившие – его ровесник скандалист Купер и молодой человек по имени Том, а внизу в подвале остались их жены, а у Купера там еще и укушенный одним из зомби ребенок.
Бен просит помощи в укреплении окон и дверей – Том готов помочь, но Гарри Купер отговаривает их, убеждая, что подвал – единственное спасительное место, но остальные мужчины уверены, что подвал – это смертельная ловушка, в которой зомби и сожрут их. Купер спускается вниз, заперев дверь и сообщив, что откроет ее только тогда, когда услышит голоса полицейских или спасателей…
Кто из них переживет ночь? Смогут ли они справиться с нападением армии зомби и добраться до лагеря беженцев, о котором говорят по радио? Для этого им надо действовать сообща, но как же быть с Купером, у которого на все свое мнение?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий