пятница, 16 апреля 2010 г.

фильм Пила - Конструктор и его жертвы - Игра на выживание - Saw



Адам и Гордон приходят в себя в заброшенном ангаре. Оба прикованы цепями к стенным трубам. Их разделяет труп в луже крови с пистолетом в руке. Мужчины не помнят и не понимают, как и за что оказались в таком положении. Вскоре они начинают осознавать смертельную угрозу, нависшую не только над ними, но и над семьёй доктора Гордона. Серийный маньяк, получивший прозвище Конструктор за свои сложносочинённые и выверенные преступления, обещает убить жену и дочь доктора, если тот не застрелит Адама. В распоряжении мужчин также имеются две циркулярные пилы. Недостаточно острые для крупных цепей, но пригодные для ног. Время для раздумий – чуть более семи часов. Адам и Гордон должны не просто принять решение, но и понять, почему именно они стали жертвами Конструктора.

Один раз в несколько лет на экраны выходит фильм, интерес к которому вызван ни количеством звёзд на квадратный метр, ни именем режиссёра, ни ошеломляющими цифрами бюджета, а, прежде всего сценарными коллизиями и добротной постановкой. В этом смысле уходящий 2004 год оказался богатым на урожай. Совсем недавно семейная пара дайверов боролась за жизнь в «Открытом море», теперь же двое мужчин вынуждены разгадывать головоломки порождённые больным сознанием маньяка. Различие лишь в том, что Джеймс Ван работает в рамках чистого жанра. «Пила» - удачный пример сочетания триллера и детектива в их первозданном, кристаллизованном виде. Здесь нет места надуманным метафорам и глубокомысленным подтекстам. Каждый кадр, ракурс, реплика героев несут единственную смысловую нагрузку – зритель должен узнать имя Конструктора раньше, чем окончится отпущенное затворникам время.

Атмосфера, в создании которой сценаристы, безусловно, преуспели, недвусмысленно отсылает нас к одному из лучших триллеров 90-х – «Семи» Дэвида Финчера. Но более всего «Пила» близка к недооцененной картине Рассела Малкэхи «Воскрешение». Авторы (Ван и Уоннелл) умело комбинируют достоинства того и другого фильма, увеличивая лишь ритм происходящих событий. Но если у Финчера и Малкэхи подсказки, разбросанные по ходу сюжета, помогали хотя бы частично нарисовать облик убийцы, то в «Пиле» ответ на главный вопрос будет дан за несколько секунд до финальных титров.

Мастерски созданный саспенс, не часто встречающийся в дорогих голливудских постановках, постепенно оборачивается холодной расчётливостью режиссёра. Ближе к концу Ван окончательно забывает об эмоциональной подоплёке, а герои начинают напоминать составляющие некоего математического уравнения. Разогнав маховик сюжета до максимума, авторы пускают в ход приёмы чистой манипуляции. Зрителю остаётся лишь усиленно думать, но не сопереживать. Впрочем, упрёк в излишней рациональности может оказаться обратной стороной похвалы, ведь мы говорим о триллере со многими неизвестными, где вычурная сентиментальность априори остаётся за бортом.

На фоне многочисленных жанровых потуг с обязательным участием Эшли Джадд (в роли жертвы) и Моргана Фримена (в роли следователя), «Пила», молодых и по хорошему амбициозных австралийцев Вана и Уоннелла, выглядит безусловным успехом. Сняв за грошовые деньги классический (прежде всего!) детектив, они доказали превосходство идеи над бездушными спецэффектами. Играть можно лишь тогда, когда есть ч т о играть. «Пила» дарит нам редкую возможность наблюдения за созданием интриги, страха, паранойи из подручных средств, и вселяет надежду на возрождение жанра, где правила игры устанавливает не зритель, а режиссёр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий