воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Белый шум - фильм ужасов


Мы привыкли вглядываться в "белый шум" телевизора с тех пор, как умерли через неделю после "Звонка". Теперь кинематографисты предлагают нам выйти из сумрака, жить полной жизнью, но обрести канал связи с загробным миром. Главный товар, который нам стараются продать авторы канадо-британской мистической драмы – это Феномен электронного голоса (ФЭГ), и Инструментальная транспередача (ИТП), явления, вокруг которых абонируются множество скептиков и людей, которые захотели в это поверить после смерти своих близких. С 1982-го года существует даже Американская ассоциация по изучению ФЭГ (AAEVP). Эту некоммерческую образовательную организацию учредила исследовательница Сара Эстеп, её прообразом в фильме можно считать персонаж Йана МакНиса, после смерти сына ушедшего с головой в неоднозначную сферу на грани духовного и материального, и преуспевшего в её познании. Он олицетворяет современного ясновидящего, вооружённого технологиями и оборудованием, однако сам перед безутешным Джонатаном Риверсом открещивается от всякой потусторонности, чем завоёвывает его интерес – человека практичного и игнорирующего всякую сверхъестественную ерунду. Но жена его умерла, и немыслимая возможность ещё раз её услышать, увидеть её, пробивает берлинскую стену неверия.

Теперь герой Майкла Китона, в своей игре отставившего в сторону всякие намёки на слёзы от горя, в нетерпении записывает ФЭГ в жажде помочь тем, кого он ещё может спасти. Тут первая оплошность английского сценариста Найалла Джонсона – Риверс чуть ли не превращается в спасителя на манер Бэтмэна (подмигиваем Китону). Но если бы мы упорно хотели понять его, то до нас дошло, что смерть любимой, умной и красивой супруги, только что узнавшей, что беременна, иным людям вообще не пережить, а Риверс показывает характер, пытается начать с нуля, и нулём этим становится ФЭГ. Надо сказать, что благодаря вниманию к характерам, в среде малобюджетных триллеров "Белый шум" кажется подкидышем, и непомерно жаль, что свой строгий драматический настрой телевизионный режиссёр Джеффри Сакс, дебютировавший в кино, не смог оставить в неприкосновенности. В определённых эпизодах фильм добирается до уровня "Призрака" (1990) Джерри Цукера, там тоже были плохие тёмные приведения, забиравшие к себе всяких сосисок-редисок (как ругался Доцент в наших "Джентльменах удачи"). Но в "Белом шуме" нет концепции, которая привела бы к логическому выводу, и совсем уж незамысловатая, к тому же малопонятная финальная интрига. Авторы сознательно инвентаризируют самые распространённые клише жанра, будто бы без них зритель посчитает их занудами. Фильм заставляет задуматься лишь над тем, что даже если ФЭГ – не фикция, мы это сможем понять только когда сами окажемся "по ту сторону".

Комментариев нет:

Отправить комментарий