пятница, 16 апреля 2010 г.
Фильм Война миров - режиссер Стивен Спилберг
Зная, что Стивен Спилберг перенес действие сюжета романа Герберта Уэллса из викторианской Англии в современную Америку, зритель обречен еще до просмотра решать для себя вопрос: хорошо это или плохо? Конечно, речь идет о зрителе, знающем что-то об Уэллсе. Вопрос непростой, и скажу вам по секрету: никак он не решается. Плюсы и минусы взаимно уравновешиваются, и в итоге наступает гармония – правда, весьма пошлого, чисто голливудского свойства..
Рэй Феррер – крановщик в порту. На работе, похоже, знают ему цену, а вот родная жена не оценила: взяла и ушла к другому с обоими детьми: сыном Робби (ему сейчас что-то около 18 лет) и дочкой Рйэчел (этой, напротив, всего лет 12). Впрочем, видеться с отцом детям не возбраняется. Напротив, маманя сама же и привозит их к отцу на выходные. Отпустив пару ехидных замечаний по поводу житья-бытья бывшего супружника, она, беременная от нового мужа, удаляется с ним к своим родителям, в Бостон. Рэй, в принципе, так и остался большим ребенком, который живет в свое удовольствие. За это его практически ненавидит сын, да и дочь не больно-то довольна папой. Уик-энд идет себе ни шатко, ни валко, как вдруг происходит нечто. Отключается электроэнергия по всей Украине. Впрочем, что такое Украина? Кто в Америке заметит, даже если она полностью (но только за исключением магистральных нефтепроводов, я вас прошу!) смоется в Черное море? Однако вслед за Украиной грандиозные перебои с электричеством начинаются и в приличных странах. А потом над домом Рэя повисает ужасное черное облако, из которого начинают пулять могучие молнии. А потом отключаются все электроприборы, включая мобильные телефоны, а в машинах перегорает какая-то хрень, без которой железный конь превращается в кастрированного парализованного ишака.
Чуть позже выяснится, что каким-то чудом у одного отдельно взятого американца все же осталась в рабочем состоянии видеокамера (каким – один Дэвид Кепп значет). Впрочем, американца это не спасло.
Итак, все вырубилось. Что за срань господня, думает Рэй, но вслух не выражается, щадя невинность детей. И отправляется выяснять в город, что же, мать его, происходит. И видит, как вспучивается твердь земная, а из-под нее вздымаются громадные треножники и начинают испускать смертоносные тепловые лучи во всех направлениях. Люди пачками расщепляются на молекулы, рушатся дома, и Рэй понимает: он должен бежать быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла, чтобы попытаться спасти своих детей.
Пока что в рассказанной истории от Уэллса мы видим только инопланетян на треножниках. Да и то, в классическом тексте они ведь прилетели с Марса вместе со своими механическими цацками, а у Спилберга, как выясняется постепенно, еще миллион лет назад закопали эти свои причиндалы в нашу землю. И ждали, вероятно, впав в анабиоз и позабыв о техническом прогрессе. Замена, в принципе, понятна - не мог же Спилберг снимать о марсианах в век, когда марсоходы прочесывают поверхность Красной планеты прилежнее, чем копы – участок буковой рощи, где маньяк изнасиловал очередную жертву. В остальном, линия инопланетян выдержана очень близко к оригиналу: даже о красных водорослях не забыли.
А вот то, что касается людей, изменено до неузнаваемости. Главный герой у Уэллса не был крановщиком, его вообще характеризовала преступная отстраненность от рабочего класса. С женой он пребывал в ладу – насколько вообще можно жить в ладу с женой. Человек по фамилии Огилви в романе «Война миров» присутствовал, как и в фильме, но там он трудился астрономом, а тут – водителем «скорой помощи». Оно и понятно: астрономов в Америке можно встретить разве что в провинциальных психушках. Ну, и само качество отношений между людьми в книге и фильме совершенно разное – тут и сравнивать нечего. Никогда работы Спилберга не были сильны психологией, и менее всего – работы, сориентированные на экшн, до предела насыщенный компьютерными примочками.
Спилберг, разумеется, и не ставил себе такую задачу – снимать психологическую драму. Если и есть у него какая-то психология, то – психология нарастающего ужаса, психология катастрофы, массовой истерии, всеобщего упадка и разрушения. На этом знакомом, многократно исхоженном поле Спилберг чувствует себя, как в своем родном особняке на Беверли-Хиллз. Он не допускает себе почти никаких лишних движений: в мастерстве неуклонного движения к намеченной цели проекта у него могут поучиться самые гениальные менеджеры. Спилберг проявил себя как коммерсант высшего класса (каковым он, без сомнения, и является): правильно сориентировал продукт на нужную целевую группу (участие Тома Круза следует рассматривать именно в этом разрезе), накачал его огромным количеством отлично сделанных спецэффектов, немножко потрафил более возрастной аудитории (для нее духовная связь с Уэллсом что-то да значит). Понимая эксклюзивную для подобного проекта ценность экшн-линии, Спилберг проработал ее очень тщательно. Грамотно выстроил четыре-пять кульминационных отрезков, каждый из которых буквально вдавливает зрителя в кресло. В итоге – сорвал солидную кассу. Что и требовалось получить.
«Война миров» не способна обмануть ничьих ожиданий. Достоинства и недостатки этого фильма просчитывались задолго до премьеры – и все прогнозы оправдались. Отличный экшн со слабым сюжетом, концовка которого неизбежно-тошнотворно-традиционна и обескураживающе глупа в своей приторности. Том Круз, в качестве продюсера совершенно не напрягающийся насчет актерской игры. И Спилберг, в очередной раз сумевший легко и непринужденно совершить нужные ему манипуляции с нашими кошельками.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий