воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Ганнибал Лектер: Молчание ягнят 2


Знаменитый людоед Ганнибал Лектер, как известно, обманул всех и к исходу "Молчания ягнят" остался на свободе. Агент ФБР Кларисса Старлинг... А была ли у нее альтернатива будущего? Нет, разумеется. Она была обречена нести службу на страже правопорядка. И такая расстановка фигур просто гарантировала сиквел.

Что ж, мы получили сиквел. Его действие происходит десятилетие спустя. Доктор Лектер окопался во Флоренции, где служит в старинном палаццо. Он здесь смотритель, библиотекарь, кроме того, читает изысканные лекции по истории, культурологии и прочему. Тем временем Кларисса Старлинг с треском вылетает из правоохранительных органов. И судьба сводит ее с жутким типом по имени Мейсон Вергер. У него нет лица. Это лицо было в свое время отрезано Ганнибалом Лектером и скормлено собакам. С тех пор Вергер мечтает о реванше. Зная своего врага, как свои пять пальцев, он понимает, что самой лучшей приманкой для Лектера может служить Кларисса. И он, имея приличный годовой доход, устраивает так, что Кларисса оказывается в Италии.

Теперь - общее впечатление. "Ганнибал" - пожалуй, самый страшный фильм в моей жизни. Трудно судить объективно, сразу же по просмотру, но, усиленно заставляя себя быть объективным, все равно не могу победить такого впечатления. Причем страх этот какой-то ядовито-нездоровый. Возьмем ту же "Ведьму Блэр", после просмотра которой тоже было весьма и весьма жутковато. Но это был страх какой-то более полноценный, что ли. Мне хотелось бояться именно так, как меня пугали режиссеры. А с "Ганниблом" - совсем другая история. Здесь страшно до отвращения.

Отвращение - пожалуй, ключевое понятие в эстетике фильма. При этом следует иметь в виду, что снят-то он очень красиво. Необъяснимое противоречие, которое не позволяет совершенно дешевому по сути замыслу превратиться в труху, в откровенный попкорн. Из школьного курса физики я вынес информацию о том, что разность потенциалов рождает энергию. "Ганнибал" показывает, как это происходит в кино. Принцип столкновения отталкивающихся противоположностей эксплуатировали многие люди, от Босха до Дали, и практически всегда успешно - в том смысле, что аудиторию это цепляло. На мой взгляд, перед "Ганнибалом" была поставлена именно такая цель - зацепить. Конечно, до уровня Дали и Босха фильм не дотягивает, но банальным хоррором его тоже никак не назовешь. Это очень крепкий триллер, с отличным визуальным рядом, с неплохими отдельными сценами, с хорошо созданной атмосферой саспенса, словом - явно не пустой. Просто очень холодный и невероятно жестокий.

Как вы, наверное, уже знаете, Клариссу Старлинг играет не Джоди Фостер, а Джулианна Мур. Что из этого получается? Ничего особенного. Впрочем, согласись Фостер на реинкарнацию, не уверен, что у нее вышло бы лучше. Кларисса десятилетней давности брала сочетанием наивности и целеустремленности, романтизма и жесткости. Она была и охотником, и жертвой - в полном смысле обоих этих слов. По истечении десяти лет ее образ утратил объем, сделался плоским и в конце концов превратился в хорошо раскрашенный фон для изображения доктора Лектера. Конечно, только ради этого персонажа и был снят сиквел. На изображение изысканного людоеда не пожалели красок. Наверное, потому фильм и получился таким однобоко жестоким. "Молчание ягнят" было историей о противоборстве двух начал. "Ганнибал" - это рассказ о людоеде, который достаточно сложен сам по себе, но без должной поддержки показать свою сложность не в состоянии. А обновленная Кларисса ему в этом деле не партнер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий